Что такое монополия простыми словами? Виды монополии, формы и примеры

Финансовая грамотность

Доброго времени суток дорогой читатель журнала Beebaks. Наверняка ты знаешь, что существует настольная игра «Монополия», цель которой забрать всё имущество у других игроков и контролировать все активы. Так и в жизни, по аналогии с игрой, есть компании на рынке, которые стремятся контролировать целую отрасль, оставаясь в ней главным игроком. В этой статье разберем подробнее что такое монополия, какие виды бывают, формы и приведем пару примеров.

Что такое монополия?

Древнегреческое слово «монополия» переводиться как «продаю один». Из значения слова становиться понятно, что монополия – доминирование производителя товаров/услуг в своей нише. Такой производитель регулирует количество товара на рынке и его стоимость. Может искусственно создавать дефицит товара/услуги и проводить манипуляции с ценой.

В наше время редко можно встретить компанию-монополиста в чистом виде. Связано это с тем, что сейчас на рынке большая конкуренция и практически к любому товару есть аналоги от других производителей. С услугами аналогично.

В чистом виде сегодня можно встретить только естественные монополии. Например «РЖД» является примером такого типа монополий. «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров и товаров посредствам железнодорожного транспорта. Но тех же людей и товары можно так же перевести авиатранспортом или автотранспортом. Поэтому «РЖД» остается монополистом только в железнодорожных перевозках, но не в перевозках в целом.

Если монополия встречается не так часто, то феномен олигополии встречается повсеместно. Это когда нишу занимает не один крупный игрок, а делят между собой несколько крупных компаний. Например авиастроение. Сколько известных компаний ты знаешь? Вот то-то же. А сотовых операторов? И таких примеров достаточно.

Что такое монополия? Виды и формы монополий
Что такое монополия? Просто игра? Или явление в экономике?

Формы и виды монополий

Виды монополий

Если говорить о видах монополий, то можно выделить следующие:

  • Открытая – рынок принадлежит единственному игроку, который временно не имеет никаких преград от компаний конкурентов. К таким примерам относятся компании, которые выпускают на рынок инновационный продукт, не имеющий в ближайшем будущем аналогов.
  • Закрытая – деятельность компании-монополиста защищена законодательно. Например она имеет уникальные права на владение или использование ресурсов. Или же использует запатентованные технологии.
  • Естественная – как мы уже говорили выше, те же самые компании по типу «РЖД», которые занимают целую отрасль.
  • Искусственная – объединение нескольких компаний, чтобы захватить рынок и устранить конкурентов. Это не совсем честная методика и обычно компании которые идут на это, используют грязные методы для вытеснения конкурентов. Это и демпинг цен, и промышленный шпионаж, и много другое.
  • Двухсторонняя – ситуация, когда на рынке одна компания-монополист продает товары/услуги, а другая компания-монополист в единственном лице их приобретает.

По форме собственности существуют два вида монополий:

  • Государственные;
  • Частные;

По территориальному признаку монополии бывают:

  • Глобальные;
  • Национальные;
  • Региональные;
  • Местные;

Формы монополий

Если рассматривать слияние нескольких компаний, то они приобретают новые формы монополий, такие как:

  • Картель. Форма образования, когда несколько предприятий одной сферы объединяются, сохраняя за собой средства производства и продукцию. Владельцы компаний распределяют между собой доли прибыли.
  • Синдикат. Форма монополии, при котором участники теряют свою экономическую самостоятельность, а вот производственную нет. Созданная продукция реализуется через созданную общую сеть контор.
  • Трест. Еще одна форма монополии, когда несколько капиталов соединяются и образуют акционерное общество. Участники такого объединения теряют самостоятельность, а акции распределяются не только среди учредителей, но и свободно торгуются на рынке.
  • Концерн. Объединение нескольких схожих компаний одной отрасли под крылом главной компании, которая в дальнейшем осуществляет финансовый контроль.
  • Конгломераты. Хозяйственные объединения, где в состав входят разношерстные предприятия. Как правило эти компании работают в разных сферах, но объединены в одно юридическое лицо.
Что такое монополия простыми словами? Виды монополии, формы и примеры
Монополии преследуют одну цель – получение сверхприбыли

Причины появления монополий

Любой успешный бизнес, пусть и неосознанно, стремиться стать монополией. Это нормально. Такова природа бизнеса – получить максимальную выгоду и одолеть конкурентов. Монополии как правило создаются либо естественным, либо искусственным путём.

Факторы, которые влияют на развитие монополизма:

  • Укрупнение фирм в результате слияния и поглощения;
  • Политика государства, защищающая отечественные компании от иностранных конкурентов;
  • Законодательные барьеры для бизнеса;
  • Крупные вливания в бизнес, которые не окупаются, либо окупаются очень долго.

Антимонопольная борьба

Монополия на рынке далеко не всегда хорошее явление. А иногда даже негативное. Монополия может иметь негативные последствия такие как:

  • Неэффективная трата ресурсов;
  • Несправедливое получение и распределение доходов;
  • Отсутствие у компании стремлений к развитию;
  • Дефицит конкурентной продукции.

Чтобы такого не происходило, в большинстве стран действует антимонопольное законодательство. Государство следит, что бы крупный бизнес окончательно не сожрал малый бизнес. Наверняка ты слышал, в новостях, как антимонопольная служба проверяет крупных игроков на предмет ценового сговора. Благодаря работе антимонопольных служб, соблюдаются интересы потребителей, а экономика развивается.

Надеемся, мы ответили на вопрос: что такое монополия? А ты знаешь примеры монополий? Если да, пиши в комментариях. А ещё оставайся на страницах нашего журнала, тебя ждёт много нового и интересного в разделе финансовой грамотности.

Оцените статью
Beebaks
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.